Наше унылое будущее. Не колеса с чипом, а чип с колесами.

[ЖЖ sf400m] написал хороший комментарий к приличной статье о том, каким образом производители дадут пожизненный кусок хлеба с колбасой атосервисам:

Вот, есть люди которые занимаются электронной диагностикой автомобилей. Есть люди которые им диагностическое оборудование продают ([info][ЖЖ avtoadapter]). И есть активно развивающаяся автомобильная отрасль, которая вкладывает значительные суммы в «электронизацию» автомобиля, чтобы сделать его более дуракоустойчивым и безопасным.

Сегодня прочитал статью на motor.ru про планы Audi на будущее (до 2015 года).

http://motor.ru/articles/2012/01/04/audi/

В статье перечисляются многочисленные будущие электронные помощники, которые станут устанавливаться на Audi уже к 2015-2016 году. Допов множество, вплоть до автопарковщика автомобиля, который паркует машину в то время, как владелец тихо курит возле машины. Также интересен переход на много раз упомянутый уже — Drive-By-Wire. Т.е. полностью пропадет механическая связь агрегатов машины и органов управления (руль, педали, ручка КПП).

Но это то ладно. Представьте себе, что даже, машина типа Audi A4 в кузове 8E (2005+) уже обладает большим количеством доп. опций и полезных электронных девайсов. По простейшим законам кибернетики, чем сложнее механизм, тем вероятнее он «сломается» или «глюканет». И, собсно, электроника на А4 может требовать некоторого вмешательства. Теперь просто представьте, что будет если количество датчиков увеличится где-то на 80%. Ультразвуковые датчики парковки, электропривод руля, лазерный сенсор за решеткой радиатора, радары в ПТФках, видеокамеры в зеркале заднего вида, инфракрасные датчики, электронные замки ремней безопасности, парковочные радары + камеры, wi-fi передатчики, датчики положения прицепа, светотоидные фары с воздушным охлаждением, лазерные излучатели. — Всё это лишь маленькая часть всего того, что понадобится для работы какой-нибудь простейшей системы, вроде парктроника.

И как бы сразу становится понятно, что работы у диагностов только прибавиться, а вся эта армада новых датчиков, лазеров, сканеров, будет требовать частых калибровок, ремонта и в конце концов замены (а попробуй понять какой из 200 датчиков загнулся без диагностики). Так что работы у диагностов только прибавится! :)

P.S. Порадовал ответ на один из вопросов журналиста, заданных инженерам из Ингольштадта:

– Будет ли автомобиль имитировать проезд неровностей усилием на руле или симулировать вибрации при работе АБС? И что вообще с обратной связью?

– На данный момент этот вопрос активно обсуждается. С одной стороны, мы не хотим потерять драйверские качества автомобиля. Но с другой – многие люди испытывают стресс и даже отпускают педаль тормоза, когда срабатывает АБС. Так что для них отсутствие вибраций скорее благо.

Приехали, блин! Т.е. теперь просто офигенно видно для кого маркетологи делают массовый автомобиль. Для того, кто его водить не умеет.

Источник: http://sf400m.livejournal.com/52414.html?view=312766#t312766

Тема не могла не иметь продолжения. Я про это писал несколько раз и даже радиопередача на эту тему имела место, но это все было поверхностно. Меня, естественно, интересует финансовая и поведенческая сторона. Только мы обрадовались, что вся железная часть автомобиля уже может стоить, как транзисторный приемник, как не тут-то было! Оказывается уже никак невозможно без электроники, которая стоит существенно больше и все усложняется…

Здесь же в разговор вступили кудесники сервиса. Интересен и пост и шлейф обсуждения, советую…

Оригинал взят у в http://zig-zag63.livejournal.com/15562.html! (http://zig-zag63.livejournal.com/15562.html)

Намедни прочитал motopapa.ru/avtomarketing/nashe-unyloe-budushhee.html. Верным путем идем товарищи!

Для тех кто не в читал, рекомендую. По ссылочкам опять же пройдите. Кому сильно лень, кратко: «В статье перечисляются многочисленные будущие электронные помощники, которые станут устанавливаться на Audi уже к 2015-2016 году.

Допов множество, вплоть до автопарковщика автомобиля, который паркует машину в то время, как владелец тихо курит возле машины. Также интересен переход на много раз упомянутый уже – Drive-By-Wire. Т.е. полностью пропадет механическая связь агрегатов машины и органов управления (руль, педали, ручка КПП)». За эго надо выпить. Но: «Нет, спасибо, меня и так прет. Наяву. Без всякого компота». (Даун Хаус) Что мы имеем сегодня?

До 70% стоимости современного легкового автомобиля образуют дизайн, электроника и другие интеллектуальные компоненты. По образному выражению редактора журнала World Кевина Келли, автомобиль сегодня — это уже не колеса с чипами, а чип с колесами.

Цитирую www.xakep.ru/post/58143/ : «до 40% стоимости современного автомобиля составляет электроника и программное обеспечение. В 1990 году электроника и софт составляли не более 16% стоимости машины, в 2001 году — 25%, а сегодня — до 40%.

Средний современный автомобиль содержит несколько миллионов строк программного кода — больше, чем космический шаттл. В автомобилях премиального класса объём программного обеспечения составляет около 1 гигабайта. По данным исследования инженерной ассоциации IEEE, софт уже обеспечивает 90% инноваций в автомобилях». Меня и моих коллег (ничтожно малый процент, от общего числа занятых в автосервисе) все -таки интересует, а насколько надежно все это будет работать. Одно дело устранять проблемы в механике, другое в программном коде. Итак, два вопроса:

1. Сколько будет стоить? Ответ: «В исследовании от 2002 года для Национального института стандартов и технологий был сделан вывод, что ошибки в программах так распространены и ущерб их настолько существенный, что они обходятся американской экономике в 59 млрд долларов в год, что на момент исследования было эквивалентно 0,6% ВВП, пишет The Economist». Тут про всю экономику Пиндостана (в далеком 2002-м, где в стоимости авто всякие электронные ништяки занимали жалкие 25%). Но на семейный бюджет примерять уже можно.

2. Какова вероятность столкнуться с ошибкой программного кода? Ответ: Одна из самых «чистых» программ, когда-либо созданных разработчиками и содержащих менее 0,1 ошибки на 1000 строк, была написана специалистами американского космического агентства NASA.

Сами понимаете, они конечно в глубине души мечтают работать с БМВ, АУДИ и прочими, да все как-то некогда. Догадались, кто к нам пришел? Цитата: «Microsoft прилагает значительные усилия для того, чтобы имя корпорации как можно чаще ассоциировалось с прогрессивными и экологичными технологиями. На этот раз речь идет о программной автомобильной платформе Windows Embedded Automotive 7, которая найдет свое применение во множестве моделей авто».

Microsoft на этапе внутренних тестирований обнаруживает 10-20 ошибок на 1000 строк кода и сокращает этот показатель до 0,5 на 1000 строк к тому моменту, когда программное обеспечение поступает к пользователям. В любом случае, такая программа, как Windows XP, на 40 млн строк исходного кода при запуске может содержать 20 тысяч ошибок.

Сколько единиц программного кода будет в авто ближайшего будущего? Цитата: «Консалтинговая компания Frost and Sullivan прогнозирует, что вес компьютерной составляющей в автомобиле в среднем будет расти экспоненциально — с 10 млн до 30 млн строк программного кода уже в ближайшие десять лет. Но даже если работать будут лучшие программисты мира, среднестатистический автомобиль завтрашнего дня будет выпускаться примерно с 150 тысячами ошибок в программном обеспечении. И для автомобилей выпускать «заплатки» придется даже чаще, чем для компьютеров».

Именно ошибка в программном обеспечении явилась причиной массового отзыва автомобилей Тойота в 2010-м. Инициатором выступило японское общество информационных систем (Information Systems Society of Japan, ISSJ). В предложении, об улучшении общей автомобильной безопасности, а также надежности встроенных систем электронных блоков управления (ECU) автомобилей, ISSJ детально разобрала проблему с антиблокировочной системой в гибридах Toyota Prius.

Попутно ISSJ «зацепило» еще одну проблему. Многие мои френды, гораздо более меня знают о ней, так как связаны непосредственно с программированием и компьютерами, в отличие от меня. Интуитивно об этом догадался и коллега из Ирландии ([ЖЖ ploughlike-elk] если кто не знаком). Помните, в прошлом году, он собрался в программисты. Я знал, это неспроста.

Так как некомпетентен, цитирую (www.xakep.ru/post/58143/): «В такой ситуации вполне понятно, что для хакера современный автомобиль — словно дом родной. На иллюстрации внизу показаны цифровые порты ввода/вывода в типичной машине 2012 модельного года.

Иллюстрация взята из отчёта «Полный экспериментальный анализ способов атаки на автомобили», который провели специалисты Калифорнийского университета в Сан-Диего и Вашингтонского университета. Скачать доклад можно здесь: http://www.autosec.org/pubs/cars-usenixsec2011.pdf

Эксперты выделяют четыре класса уязвимостей в системе защиты автомобиля.

1 класс. Прямой физический доступ. Возможен при подключении ноутбука к диагностическому порту OBD-II, что даёт прямой доступ к автомобильному компьютеру.

2 класс. Непрямой физический доступ. Через USB (PassThru), а также CD с модифицированной прошивкой или с вредоносным кодом в WMA-файле. Таким способом можно изменить прошивку аудиосистемы, что открывает дверь для дальнейших модификаций программно-аппаратного комплекса автомобиля.

Следующие классы атак предполагают удалённый доступ и могут быть проведены незаметно для владельца автомобиля.

3 класс. Беспроводной доступ на близкой дистанции по Bluetooth либо методом атаки переполнением буфера с использованием Android-приложения либо путём перехвата MAC-адреса автомобильного сетевого устройства, брутфорса PIN.

4 класс. Беспроводной доступ на дальней дистанции по сетям сотовой связи. Поскольку современные автомобили поддерживают подключение к удалённым сервисам через интернет, то можно использовать стандартные методики сетевых атак для получения контроля над автомобильным компьютером».

Инженеры это понимают, однако другие люди, начиная от вице-президента и заканчивая консультантами в дилерских центрах, еще не совсем осознают, что они продают транспортные средства, начиненные открытыми для вмешательства электронными системами.
Возвращаясь к записи http://blog.motopapa.ru/avtomarketing/nashe-unyloe-budushhee.html, могу поделиться идеей сценария триллера, где по команде продвинутых хакеров охрана поехала в одну сторону, а босс в заранее приготовленное место. Хули, руль и тормоза ведь без механической связи. А как славно можно подшутить над занудным преподом! Наливай!

Прошу извинения читателей если сильно утомил. Уж так получилось.