ГЛОНАСС круглый стол в Совете Федерации. Часть 2…

7 июля в Совете Федерации РФ состоялся круглый стол «Применение системы ГЛОНАСС в экономике Российской Федерации» (комитет по экономической политике, предпринимательству и собственности). Мой отчет об этом мероприятии своевременно выложен на http://news.auto.ru/news/2880.html, фотоотчет на http://fotki.yandex.ru/users/autopapa/album/71243/. (http://fotki.yandex.ru/users/autopapa/album/71243/)

Продолжение. Начало обсуждения в посте ГЛОНАСС круглый стол в Совете Федерации. Часть 1…
Рынок навигации

Европейский рынок навигационных устройств и услуг на сегодня — один из самых крупных и динамичных (второй по величине рынок после телевидения, в России прогноз к 2013 году — $937 млн, сегодня только $9 миллионов — Ю.Урличич, ген.конструктор ГЛОНАСС). У нас тоже есть шанс присоединиться к этому празднику жизни. ГЛОНАСС, как система навигации, как бы над ней ни издевались маркетологи, вторая в мире аналогичная система и система вполне перспективная. Прокол в коммерциализации этой технологии — заслуга военных и политиков.

ГЛОНАСС-навигатор и девайс, предусматривающий оба стандарта (GPS и ГЛОНАСС)

Навигационные спутниковые системы предназначены для определения точного местоположения, скорости движения, точного времени. Однако у них появляются и новые возможности использования — например, определение деформации строительных конструкций (в частности, мостов) в процессе эксплуатации. Системы двойного назначения имеют стратегическое назначение — для военных целей используются сигналы высокой точности, есть возможность внесения искажений в сигнал администраторами системы.

GPS самая первая по времени ввода в эксплуатацию система, ГЛОНАСС — вторая, на подходе европейская «Галилео» и китайская система «Компас». По словам замруководителя Роскосмоса Анатолия Шилова, выступавшего на мероприятии, решение сложных навигационных задач возможно лишь при использовании трех независимых навигационных систем. Так что, возможно, системы GPS и ГЛОНАСС в некоторых ситуациях являются не конкурирующими, а взаимодополняющими друг друга. То есть речь идет не о вытеснении GPS, а об их комбинации. Шилов также отметил, что сейчас идет активный тест-драйв системы в регионах, на что выделяются серьезные бюджетные средства.

С точки зрения потребителя и разработчиков оконечных устройств не имеет значения, сигнал какой навигационной системы лежит в основе навигационного устройства. Производителями, заинтересованными в российском рынке, разрабатываются системы, предназначенные для работы в двух стандартах GPS/ГЛОНАСС. Так, например, Mio Technology уже представила навигатор, имеющий два модуля для более успешного продвижения на российский рынок.

Бесплатность GPS и сформированный потребительский опыт — основные препятствия для распространения ГЛОНАСС. Вероятно, следует развивать коммерциализацию не самой функции навигации, а множества сервисов, основанных на этой базовой технологии, отметили участники круглого стола.

Конкурентная ситуация GPS и ГЛОНАСС в настоящее время, явно, не в пользу ГЛОНАСС, в пассиве которого неполное покрытие территории России (недостаточно спутников на орбите), существенно более высокое энергопотребление, вес и стоимость устройства. Разработчики девайсов жалуются на то, что для производства аппаратов для потребителей в России нет элементарных компонентов — качественной пластмассы, источников питания, сенсорных экранов, которые приходится ввозить для производства ГЛОНАСС-навигаторов.

«Технология разработана в 1973-75 годах, спутниковая система существует с 1992 года и лишь в 2005-2008 годах разрешено ее гражданское использование (Юрий Урличич).

Факторы успешного развития — точность карт, цена, простота использования. ГЛОНАСС пока проигрывает из-за того, что предпринимательство и коммерческая активность в этой сфере практически отсутствует» (естественно, какой же вменяемый предприниматель будет рисковать кровно-заработанными деньгами в такой деловой атмосфере)…

В настоящее время идет доукомплектование орбитальной группировки, причем на подходе спутники нового поколения, гораздо более легкие и эффективные. Серьезной проблемой является нехватка цифровых карт, работа над ними ведется рядом российских компаний (в полный рост стоит проблема совместимости картографического материала).

Снижение цены ГЛОНАСС до конкурентной с GPS величины возможно только при условии производства сотен тысяч приемников и навигаторов, что, по мнению участников круглого стола, невозможно без участия государства. Рассматривалось несколько вариантов такого участия: затруднение воза и эксплуатации GPS (увеличить пошлины предложил глава экспертного совета по автопрому при комитете Госдумы по промышленности Александр Хинштейн), оснащение транспортных средств в обязательном порядке системами ГЛОНАСС (кстати, здесь речь идет не только об автотранспорте — РЖД, авиа, морские суда тоже являются рынком, активно осваиваемым российской навигационной системой), облегчение ввоза комплектующих для производства ГЛОНАСС-навигаторов и даже помощь в организации экспорта ГЛОНАСС в страны СНГ и зарубежья.

Полный отчет о мероприятии: http://news.auto.ru/news/2880.html