Если у нас нет образа будущего, то в будущем нас не будет…

Владимир Пирожков (дизайнер авто, работал на крупных международных производителей) и его команда («Астроросса») — ребята, которые пока в России известны тем, что раскрашивали самолёт Sukhoi Super Jet 100 — один из немногих (если не единственный) инновационных продуктов, который Россия дала миру за последние 10 лет…

Выдержки из передачи А.Пикуленко на Эхо Москвы (http://www.echo.msk.ru/contributors/1638/). Как всегда, фрагменты на мой вкус:

427px-20000_squid_Nautilus_viewbay

«… «А, дизайнер пришёл! Сейчас он нам, что-нибудь нарисует». — Он действительно может нарисовать, но рисунок — это 5 процентов всего проекта. Потом нужно сделать маркетинг, нужно сделать «research», потом нужно сделать менеджмент проекта, и на заводе, скажем, в городе Ставрополе, нужно сделать этот продукт, чтобы он был конкурентен на мировом рынке.

С.ХАПРОВ: Да, и у нас глава одного крупного завода был шокирован, когда мы его спросили: «Вы нас зачем пригласили?». — Он говорит: «Ну, как же, чтобы дать вам задание». — Мы говорим: «Нет, вы нас пригласили, чтобы ваша продукция продавалась». Поэтому извините, нас интервью с вами не интересует, мы пойдём к вашим покупателям». — Он говорит: «Как это?». — Мы говорим: «Вы будете покупать свой продукт?». — Он говорит: «Нет, я директор завода, я их выпускаю», (у него там дорогой продукт, несколько миллионов стоит). — Мы говорим: «Тогда ваше мнение нас не интересует, вы же не будете покупать»…

В.ПИРОЖКОВ: … не говорить слов: «Это не по моему департаменту». — Это очень важная штука, потому, что мы чаще и чаще это слышим. Ну, вы знаете, вот нам говорят: «У меня очень дорого», — мы говорим: «Почему дорого?». — «Ну, это не ко мне, все вопросы к хозяину».

…Они искренне удивляются, почему готовый Mercedes, который выпускается в 100 тысяч экземпляров в год, стоит дешевле, чем первый прототип автомобиля, который они хотят потом продавать. … я просто для справки скажу: Toyota разрабатывая достаточно мощную, — скажем так, — модель для продаж Corolla, самый бестселлер в мире, пожалуй. Они делают до 18-и прототипов, чтобы такой автомобиль запустить, и разработка каждого прототипа обходится им в 1-2 миллиона. Поэтому надо понимать, что разработка и «R’&’D», так называемый «Research and Development», или по-нашему это называется НИОКР — это очень инвестиционная вещь…

С.ХАПРОВ: …Вот у нас есть сейчас ощущение, что все, кто строит автомобили, у нас особенно, — ну, скажем так, даже Toyota, при всём уважении, — это напоминает съёзд производителей двуколок в Санкт-Петербурге в 1908 году, которые обсуждали стратегический планы на 10-15 лет. — Как догнать французов по качеству кожи, немцев — по качеству рессоров, а в этот год Ford запускает конвейер автомобилей. И вот мы им говорим: «Ребят, ну давайте в это ещё раз не попадём? Сейчас явно произойдёт скачок». — И вот мы себе поставили задачу, что давать целеполагание, грубо говоря, — причём на уровне внешнего вида, функционального ряда и потребительских свойств.

В.ПИРОЖКОВ: В 1820-м году, — где-то в это время, я сейчас могу ошибиться, — Жюль Верн написал «20 тысяч лье под водой», и там был упомянут Наутилус, — это корабль, который под водой быстро ходит. Значит через где-то 12 лет к нему пришёл человек, практически с его улицы, и сказал: «Вы знаете, я хороший гравёр, я бы хотел иллюстрировать вашу книгу». — Они вместе создали иллюстрации к книге. Мы нашли эти иллюстрации. И самое интересное, что через 76 лет была сделана первая подводная лодка в Америке, и учитель математики создал первую боевую подводную лодку. И она была похоже на лодку с иллюстрации! То есть, была вербализация будущего, потом визуализация, и будущее, в конце концов, было…

С.ХАПРОВ: …Советский Союз с помощью научной фантастики, фильмов и в том числе проектов давал своё будущее, и он в нём был. А в 70-е годы мы уходим и из научной фантастики, и в тех же технологиях мы и остались. Поэтому если вы говорите открыть новую землю, или что-то ещё…

В.ПИРОЖКОВ: А потом, смотрите, какая штука, в принципе, супер навороченных продуктов не так много надо. Я был на одном из островов южной Полинезии, и там есть простейшие квадрациклы, у которых даже нет никаких кнопок, но они дико популярны, потому, что они просты, и они довозят от «А», до «Б» с ветерком. …Если Россия, например, сделала в своё время отечественный автомобиль Нива 2121, который был не привезён, не по контрибуции взят, не украден…

С.ХАПРОВ: Нива опередила рынок лет на 20.

В.ПИРОЖКОВ: Да. Он простой, достаточно надёжный, недорогой, перевозит от пункта «А», до пункта «Б». Хорошо, так давайте делать бренд России, который не очень навороченный в автомобильном варианте.

С.ХАПРОВ: Мы это с Володей сформулировали для себя очень давно. Что такое русский дизайн? Так вот, мы для себя сказали, он не должен быть перенаворочен как японский или немецкий, и он должен решать конкретную задачу…

С.БУНТМАН: … Вот моя любимая история: ещё 20 с лишним лет назад, в совершенно заштатном, бывшем олимпийском городе Гренобле пустили трамвай. Но трамвай — это чудо света. Для него сделали особые пути, особые пути повлекли особые платформы и тротуары, чтобы люди не спотыкались. Это повлекло за собой, что перестелили все улицы вокруг, сделали новые тротуары и покрытия, сделали новые стоянки, потому, что надо было трамвайные пути, — прежде чем их сделать, надо было преобразовать подземные стоянки. Город не узнать просто! …»