Что существенного произошло на авторынке в 2012

Запоздавшее резюме. Написал 6 февраля по просьбе Бориса Гришина и старательно соблюдал информационный мораторий, пока номер журнала «Кузов» не выйдет и я не получу отмашку, что можно разместить текст и у себя в блоге. Отмашки так и не дождался (похоже, они про меня давно забыли), но лето уже скоро, так что публикую у себя.

Что существенного произошло в году минувшем? Ответ на вопрос журнала «Кузов»:

В мировом автопроме

Глобальный рынок скрутило кризисом, Россия реагирует с сильным опозданием. Поэтому мы и наблюдали стенания и вопли о падении европейского рынка при наличии очередей на приобретение автомобилей в России. Чудес не бывает, рынки связаны, пушной зверек проберется и на наш рынок. Похоже, его ушки российские дилеры и импортеры увидели лишь в последние два месяца перед HNY. Продажи у многих дилеров круто застопорились.

Производители предвидели эту ситуацию и уже с начала года не перезатаривали российские склады. Однако, что-то на стоках все равно зависло и мы наблюдаем лихорадочно раскручивающийся маховик акций и скидочных предложений.

Китай, как никто другой, в минувшем сезоне, проявил себя во всех сферах авторынка: и как разработчик, и как производитель, поставщик, экспортер и дилер. Процесс захвата мировых авторынков китайскими марками набирает обороты (я оцениваю период в три-четыре года до занятия китайскими брендами до 20-30 процентов в отдельных сегментах рынка).

Как ни странно, американский автопром выгребает и похоже, чувствует себя все стабильнее.

SAAB и Volvo окончательно пережеваны мировым кризисом. Это не значит, что мы больше не увидим этих брендов, а значит лишь то, что мы больше не увидим эти бизнесы в том виде, в каком мы привыкли их видеть.

За минувшие два года свершилась гибридная революция. Количество перешло в качество. И если в 2011м году можно было констатировать появление разработок машинок на батарейках у каждого производителя, то в 2012м сложились рыночные параметры таких машинок – они стали рыночной реальностью.

Нельзя сказать, что сюжеты с машинороботами и безтопливными автомобилями только в минувшем году появился, но в следующем они станут такими же важными, как электромобилегибридный в минувшем. В ближайшие пять лет мы будем наблюдать рождение совершенно нового девайса.

на российском авторынке

ВАЗ вот уже второй год всплывает (Запуск Ларгуса и Гранты). Я бы даже сказал, что надежда российского автопрома перешла в надводный режим. Тренд оптимистичный, опасение связано лишь с тем, что до сих пор концерн (а ВАЗ – это концерн, а не завод) до сих пор контролируется не бизнесменами, а политиками. Правильный менеджер Комаров в любой момент может быть заменен на любого другого и это не будет вызвано экономическими интересами концерна. Рисков станет гораздо меньше, когда контроль над компанией перейдет к более бизнес-ориентированным структурам (я имею ввиду РеноНиссан). Насчет контроля – темна вода ва облацех, не совсем понятно, кому он будет принадлежать (независимо от владения долями акций) – издержки непрозрачности российской экономики и политики.

Кстати, та же самая проблема и с самым динамичным автокластером России – Калужской губернией. Вменяемого губернатора (поскольку никто его не выбирает) в любой момент переназначат на более «целесообразного». И в этом случае заказчики могут быть те же самые.

Дилеры/сервис

Дилеры с энтузиазмом занимались продажами. Год был очень успешным, если не задумываться о перспективах. Если задумываться, то успешностью можно было бы считать освоение технологий работы с секонд хендом, клиентскими процессами, соцсетями в интернете и создание мощных сервисных сетей. Ничего этого не произошло, так что на мой вкус, год в значительной мере прошел для дилеров даром.

Активно развивается другой процесс – быстро формируются и оформляются бизнесы клубных сервисов. Пока еще на рынке бытуют термины «неофициал», «серый», «гаражный», но на повестке дня появление нормальных «независимых» сервисов. Советую пробовать на вкус именно этот термин.

Естественно, отдельной строкой стоит говорить об интернете и социальных сетях. Думаю – это одна из скрытых на сегодня возможностей, однако технологии здесь сложнее, чем в организации сервиса, или трейд-ина. Здесь требуется смена маркетинговой концепции.

Государство

Вполне успешно обмануло потребительский рынок в интересах производителей и импортеров при входе в ВТО. Производителям (и нам) гарантировано поддержание сложившихся завышенных цен.

Задачей шумихи с гражданством Депардье на рубеже года, похоже, стало отвлечение общественного внимания от резкого увеличения с нового года налоговых ставок на автомобили. Вы не заметили?

ФАС приступил к формированию судебной антимонопольной практики (прецедентов) дело долгое, но неотвратимое, как икота.

Какая-то возня слышна из-под ковра страховых правил и норм, но поскольку все это делается не на свету, то пока не ясно, чем нас порадуют. Еще весной страховщики получили крупного пенделя от генпрокуратуры, но не очень понятно, в коня ли корм.

Все большую долю автомобилей производят современные производства с нормальными командами менеджеров и профсоюзами рабочих, а не остатки советского автопрома концлагерного типа. Сюжет борьбы профсоюзов за свои права никуда не ушел, но всего скорее станет актуальным не в следующем году, а в период выхода из экономического кризиса.

Нельзя не помянуть и многочисленных новаций в законотворчестве. Учитывая, что законодатель не отвечает перед избирателем своим избирательным рейтингом, ситуация наклевывается специфическая. Законодательная система пошла вразнос и теперь уже неважно, какое наказание за какие провинности они пытаются обсуждать – к реальной жизни это все равно никакого отношения не имеет.

На фоне законодательного беспредела в остальных сферах ощущается некое кафкианство формирующейся нормативной модели. Представляется, что долго она не проживет, но рухнет не только часть законодательной конструкции, обращенная к автовладельцам. Так что это уже не про автомобильный рынок.

А кроме того…

Умерли Анатолий Федорович Лапин и Кэрол Шелби. Мне исполнилось 50, я поменял свой дредноут Avant на такой же Allroad и проехал на Audi Q7 по всей Стране до Владивостока и обратно.