ВАЗ. Большому кораблю — большая торпеда…

Возможно, лед тронулся, и ВАЗ приступил к оптимизации???

…«АвтоВАЗ» намерен с 1 сентября сократить рабочую неделю, а сотрудникам — зарплаты (). В качестве причины называется скопившееся большое количество нераспроданных машин на складе (блоггеры этого не подтверждают, заявляя, что у дилеров чуть ли не дефицит ВАЗовских машин).

…На полгода вводится новый режим — 20-часовая рабочая неделя. Все остальное время оплачиваться не будет, то есть рабочие будут получать 50 процентов зарплаты. А сейчас, когда они вообще не работают, они получают две трети зарплаты. То есть, когда они начнут работать, зарплата существенно снизится. Обещания руководства только на уровне слухов, что с сентября вводится новый режим работы на «АвтоВАЗе» — 20-часовая рабочая неделя, но раньше не собирались платить за простой, а лишь за эти 20 часов. А сейчас уже говорят об оплате одной пятой от средней за простой», — подчеркнул Золотарев.

… профсоюзы пока спокойны. «Обращений в суд не планируется. Нарушений никаких нет. У работодателя есть право останавливать конвейер. Главное, что он платит деньги рабочим. Сотрудники будут получать две трети от средней зарплаты», — отмечает Золотарев.( )

Совсем непонятно, как будут реагировать рабочие и профсоюз на реальное снижение занятости и оплаты (вернее, предсказуемо — плохо будут реагировать). С коммерческой точки зрения сокращение производства и рабочих — вполне нормальное явление, но не тогда, когда имеешь дело с совковым супермонстром.

Сотрудники совковых предприятий привыкли получать, а не зарабатывать зарплату и уверены, что это также неизбежно, как восход солнца. В случае покушения на устои мы увидим обращения в госорганы (а не в суд, да и не с чем в суд обращаться) и беспорядки.

Про подготовку ВАЗа к беспорядкам советую посмотреть пост http://obsserver.livejournal.com/391448.html

Понятно, что ситуация непростая. ВАЗ в Тольятти не единственный уже завод, но самый крупный. Сказать, что уволившимся совсем некуда будет деваться тоже нельзя — в часе езды город Самара с нормальной диверсифицированной экономикой. Конечно, тольяттинских рабочих там не ждут за накрытым столом, но и ситуация в стране уже не шоколадная.

Еще несколько моментов. В разговорах с тольяттинскими коллегами проскочило мнение, что вообще-то в Тольятти заработки всегда были выше, чем в Самаре (в Самаре рынок более конкурентный), поэтому тольяттинцы и не торопятся покидать свой город. И один странный, но много раз повторяющийся феномен. Я два года подряд ежемесячно ездил в Тольятти (семинары проводил), общался с жителями и меня удивляет следующее: люди, работающие на заводе за гроши (тогда заработок был 15-20 т.р.), имеют в собственности несколько автомобилей, которые используются в качестве такси с наемными водителями, или другие бизнесы. Жители Тольятти напишите, что это не так?

В каком-то из постов я пробовал прикинуть и сравнить производительность европейских автомобилестроительных предприятий и ВАЗа. Разница получилась — раз в десять. Т.е. один наш рабочий в год (наш, наш, никуда от этого не денешься) собирает раз в десять меньше автомобилей (от качества абстрагируемся). Если так, то при жесткой реструктуризации уволены должны быть не 10-20% работающих, а 90 (девять десятых). Остальные как раз останутся должной квалификации и смогут при нормальной интенсивности собирать тот объем машин.

Понимаю, что сравнение не совсем корректно. В Европе давно уже никто не видел предприятий полного цикла. Там для сравнения берем сборочные заводы. Но, с другой стороны производственный цикл завода в Тольятти давно уже не полный, а все, что не является сборочным предприятием, здесь работает, мягко говоря, не очень эффективно.

Может быть, надо будет сокращать все, что не является сборкой, процентов на 95-98? Насколько я понимаю, непроизводственные подразделения ВАЗа чудовищно раздуты.

Еще один момент — город в значительной мере является структурой жизнеобеспечения этого избыточного организма (бытовуха, ЖКХ, …). При его оптимизации останется без работы огромное количество людей, которым в условиях «похудания» завода просто не будет чем заняться.

Сложные проблемы не имеют простых и быстрых решений, обсуждать их в открытую у нас пока никто не собирается, но, может быть попытка решения все-таки назревает?

Еще один сюжет — «остановка конвейера завода может привести к банкротству ряда поставщиков «АвтоВАЗа», для которых он является единственным клиентом» ( ) . Тоже странный сюжет — бизнес, у которого только один клиент. Понятно, что такой бизнес живет до тех пор, пока не покачнется этот заказчик. Если его собственники не задумывались об этом раньше, то и не имеет права на существование такой бизнес. Место и ресурсы освободятся…