Ужасный конец лучше, чем ужас без конца…

Руководство АвтоВАЗа до 1 декабря намерено сократить 36 тыс. сотрудников, то есть примерно каждого третьего работника завода, официально подтвердили в Минздравсоцразвития РФ. http://www.vz.ru/news/2009/9/11/326746.html

В Тольятти случилось то, что рано или поздно должно было случиться — администрация ВАЗа объявила серьезное сокращение работников завода.

Деньги рабочим завода платит потребитель, покупая автомобиль, причем в каждом автомобиле заложен определенный  процент стоимости сборки и не более того. Еще во времена первых забастовок во Всеволожске руководство завода проговорилось о том, что в стоимости автомобиля сборка составляет 10-15%.

По ВАЗу, ценой 300 т.р. и продающемуся в объеме 600 тысяч автомобилей 10% от стоимости составляет 18 млн.рублей в год, т.е. 1500000 рублей  месячного фонда зарплаты. Этого фонда достаточно (при средней зарплате в этом секторе экономики в 14000 рублей) для оплаты 107 тысяч сотрудников. В этом году ВАЗ предполагает продать около 300 тысяч машин, т.е. сможет прокормить вдвое меньшее количество рабочих (53,5 тысяч человек) даже при такой невысокой оплате труда. Мы даже не учитываем налоги.

Это арифметика. Математика начинается, если посчитать количество выпускаемых автомобилей, приходящихся на одного работника завода, прикинуть эту величину для разных компаний и разных стран. Еще год назад я попытался это сделать и получил примерную эффективность ВАЗа примерно впятеро меньшую, чем на европейских заводах (т.е. получалось, что при нормальной эффективности производство того же объема можно обеспечить силами примерно 20% ВАЗовского персонала). Это и есть другая цифра — максимум увольнений — 80% персонала. Подозреваю, что примерно такая часть заводских работников и работает, окупая свою зарплату.

Если же учесть еще и падение доли рынка и объемов производства ВАЗов в перспективе (а обратного пока еще никто не доказал), то вероятный объем сокращений персонала на ВАЗе может быть еще большим. К сожалению, это тоже еще не алгебра.

Можно, конечно, затыкать уши подушками, и верить тому, что вещают из телевизора управляющие ВАЗа и Ростехнологий,  но реальность от этого не меняется. Инет под рукой — проверьте арифметику сами.

Вероятно, это ужасный конец, который дает шанс избавить завод от ужаса без конца.

Понятно, что приводить предприятие в порядок придется, увольнений не избежать (об этом, кстати идет разговор много лет http://www.pravda.ru/auto/25-07-2007/232949-vaz-0, ), людей жаль. Но люди так привыкли к вечной и неизменной работе на предприятии, что «Официальный профком АвтоВАЗа не верит в грядущие массовые сокращения, а независимый профсоюз …находится в напряжении» (http://www.vz.ru/news/2009/9/11/326746.html). Нормальная готовность профсоюзов бороться за права своих членов!

Естественно, того, кто спасая завод, будет вынужден проводить эти изменения, завод возненавидит. А как, Вы думаете, относятся к Карлосу Гону в Японии с ее традицией пожизненного найма после того, как он разогнал половину Ниссана?

Еще один интересный пассаж: «…представитель ведомства …добавил, что половина работников, которая может быть уволена, — это пенсионеры и люди предпенсионного возраста». То есть, их не жалко и можно выгонять. Кстати, мне не понятна формулировка «люди предпенсионного возраста», насколько я понимаю, в трудовом законодательстве такой градации нет в плане обоснования увольнения.

Следующей проблемой станет необходимость помочь и поддержать многие тысячи уволенных людей. Насколько я понимаю, у нас этого никто не умеет и делать не собирается. Но это уже, скорее, к губернатору, ни в профессионализме, ни в особой человечности прежде не замеченному…

Фактура:

http://www.avtorinok.ru/news/AvtoVAZ_uvolit_chetve_nid_14698.html

численность персонала на автопредприятиях России уменьшилась примерно на 20%

Средняя зарплата в автопроме в июне 2009 года составила 13 987 руб, («Автостат»).
самые высокие зарплаты на сборке иномарок.

на заводе «Форд» во Всеволожске средняя зарплата — 34,6 тыс. руб.

на Санкт-Петербургском заводе «Тойота» — 38,9 тыс. руб.

на ряде предприятий (грузовики и автобусы) летняя зарплата оказалась ниже 10 тысяч рублей.
http://www.zr.ru/a/52831/