100 лет первому российскому автомобилю…

В 2009 году мы могли бы праздновать столетие того, как (по моим расчетам) 8 июня (26 мая по старому стилю) 1909 года был выпущен в свет первый автомобиль российского производства — Руссо-Балт.

Нашел в инете несколько прелюбопытнейших текстов. Главным, естественно, рассказ Льва Михайловича Шугурова на Эхе Москвы (передача 2004 года, оригинал лежит http://www.echo.msk.ru/programs/parking/25995/ ). Как всегда, я отредактировал текст передачи, оставив самое, на мой взгляд, существенное. Выложу следующим постом текст беседы об истории первого  русского автомобиля.

Моей национальной гордости льстит, что когда-то Россия имела собственный автопром, вполне достойный мировой славы. Это вселяет надежду, что когда-нибудь он может возродиться. Грустно, конечно, искать надежду не в будущем.

Теперь буду разыскивать книгу Л.М.Шугурова «Погоня за Руссо-Балтом» . В Википедии оказалась статья про Руссо-балт, но очень куцая. Надеюсь, кто-нибудь из журналистов дополнит.

Естественно, страна должна знать своих героев в лицо, так что вот несколько изображений юбиляра. История с попыткой возрождения марки тоже заслуживает обсуждения, как и дизайнерская дискуссия о том, каким мог бы быть современный облик этой марки, не прервись история на семьдесят лет…

Третья сюжетная линия — про то, во что превратился завод и чем аукнулся опыт производства первоавтомобиля.

«В годы «перестройки» внутри производства возник кооператив, а затем фирма с названием Russo-Balt. Организовал фирму Николай Скибинский, энтузиаст и продолжатель традиций РБВЗ, твердо веривший в возрождение рижского автопрома. Хорошо понимая, что возродить большой автопром сразу не удастся, Николай начал с малого — с конструирования и изготовления прицепов для легковых автомобилей.

Талантливый конструктор и организатор производства неожиданно умер в этом году. Налаженное производство подхватили его жена и сын. Естественно, продукция Russo-Balt XXI века не идет ни в какое сравнение с тем, что выпускалось в этих же цехах в царское время, но все же прицепы 50 видов — это тоже автопром. Латвийские прицепы грузоподъемностью до 3,5 тонны, на которых можно возить и яхты и лошадей, идут за границу — в Данию, Норвегию, Россию, Литву.» http://pribalt.info/russo_balt.php

Космический Завод имени Хруничева, Ростсельмаш, и ряд других небесславных производств корнями уходят в ту же историю.

Пост http://diecast43.livejournal.com/22182.html#cutid1: (http://diecast43.livejournal.com/22182.html#cutid1)

Сто лет тому назад был собран первый автомобиль Русско-Балтийского Вагонного Завода — 9 июня 1909 года ворота завода покинул легковой автомобиль «Русско-Балтiйскiй С24-30».

Автомобиль Нагеля

Модель двигателя С24-55 Нагеля
Модель двигателя С24-55 Нагеля

Русско-Балтийский Вагонный Завод (РБВЗ) был основан в Риге в 1875 году как филиал немецко-бельгийской фирмы Van Zippem&Charlier и строил, как не трудно догадаться по названию, железнодорожные вагоны. Вскоре предприятие стало независимым и выросло в один из крупнейших машиностроительных концернов Российской Империи. На заводах в Риге и Санкт-Петербурге строили железнодорожные вагоны и производили сельскохозяйственную технику и стационарные двигатели. С 1909 года Автомобильное отделение в Риге под руководством инженера Шидловского начало выпуск автомобилей. На пост главного конструктора был приглашен швейцарский инженер Жульен Поттера, работавший ранее в бельгийской фирме Fondu. Первые автомобили «Русско-Балтiйскiй» конструктивно повторяли автомобили Фондю.

Всего с 1909 по 1915 года на РБВЗ в Риге и с 1916 по 1919 года в Петрограде было построено 632 автомобиля, изних 581 в Риге. РБВЗ выпускал легковые автомобили, грузовики, автобусы, пожарные автомобили и даже артиллерийский тягач. На шасси «Руссо-Балтов» строились на Путиловском и Ижорском заводах бронированные зенитные пушки и бронеавтомобили, другие предприятия оснащали автомобили санитарными кузовами во время Первой мировой войны.

Автомобили Руссо-Балт были самыми массовыми и знаменитыми машинами производства Российской Империи. Отличились они во многих спортивных состязаниях того времени, в том числе в ралли «Монте-Карло» и «Сан-Себастьян», в пробегах на приз Императора и в кольцевых гонках на приз Петербургского автомобильного клуба.

Автомобиль Руссо-Балт А.Нагеля

Дата юбилейная, конечно, приведена без поправки на смену календарных стилей.

По материалам книг Станислава Кирильца «Автомобили Российской Империи» и Льва Шугурова «Погоня за Руссо-Балтом»

Книга «Погоня за Руссо-Балтом» Л.М.Шугуров

http://www.autowp.ru/pictures/russo-balt/autowp.ru_russo-balt_unsorted

Вот несколько ссылок, по которым при некоторой заинтересованности можно начать поиск в инете:

Строгановка. Руссо-Балт. Третья тень героя. http://www.stroganovka.ru/transportnyi-design/russo-balt.-tretya-ten-geroya.html

http://www.avtorinok.ru/photo/photo_full.php?car_id=37798&model_id=6625&marka_id=684&model_name=Impression&marka_name=%D0%F3%F1%F1%EE-%C1%E0%EB%F2 (http://www.avtorinok.ru/photo/photo_full.php?car_id=37798&model_id=6625&marka_id=684&model_name=Impression&marka_name=%D0%F3%F1%F1%EE-%C1%E0%EB%F2)

http://www.bibliotekar.ru/rus/106.htm

Статья в Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/Russo-Balt

Сайт Руссо-Балт http://www.russobaltique.ru/

Спасибо за изображения Diecast43

(http://diecast43.livejournal.com/22182.html#cutid1)