Сделка века — приобретение Opel. История сделки…

Нашумевшая сделка по приобретению немецкого подразделения GM, компании Опель консорциумом канадской железячной компании Магна, Сбербанка и ГАЗа (в качестве технологического партнера) далеко не завершена. Magna и Сбербанк претендуют на контрольный пакет акций компании Adam Opel GmbH, которая объединяет Opel и родственный бренд Vauxhall. Согласно плану Magna, General Motors сохранит за собой долю в 35% в Opel, еще 35% акций достанутся Сбербанку, 20% — Magna, а остальные 10% будут принадлежать работникам Opel. Капитальные вливания новых инвесторов в Opel должны составить 500-700 млн евро. Индустриальным партнером Opel, как планируется, станет группа «ГАЗ».

На горизонте появились новые покупатели в лице бельгийского холдинга RHJ International (специализирующийся на инвестициях в автомобильный бизнес, в частности производителей автокомпонентов), а китайцы (Beijing Automotive Industry Corporation) вовсе не оставили своих планов приобретения.

У каждого участника сделки есть свои интересы: в случае заключения сделки канадцы совместно с Группой «ГАЗ» хотят получить доступ к технологиям GM и наладить производство Opel в России, GM хочет получить право выкупить свой пакет акций, когда американский автогигант выйдет из кризиса (у GM остается 35% акций).

Бельгийская компания выглядит более выгодным партнером для GM: бельгийцы не связаны политическими рамками и готовы провести массовые увольнения, сохранив сам бизнес в большем порядке. Однако, как сообщает Auto.lenta.ru, продать Opel без одобрения правительства Германии концерн General Motors фактически не может, а немецкое правительство в первую очередь заинтересовано в сохранении рабочих мест. (http://www.carclub.ru/new_30_06_2009_GM_ne_khochet_prodavat_Opel_kanadskojj_Magna_i_Sberbanku.html). Остаются свои 10% и у трудового коллектива компании. Еще раньше шли разговоры о том, что союз дилеров готов выкупить или весь пакет, или существенную его часть (ссылку сейчас найти не могу).

Лихо закручен сюжет.

Для Сбербанка, основного участника консорциума с Российской стороны, возможность приобретения активов Опель, вероятно, поможет улучшить структуру собственных активов (если ГАЗ должен Сберу хренову тучу денег), дав шанс ГАЗу заработать на сборке Опелей вместо Сайбера, да и технологии Опеля будут ГАЗу нелишними. Нельзя забывать, что Опелю принадлежит и крупная сбытовая сеть в Европе, контролируя которую, любой российский автопроизводитель сможет осуществлять экспансию на континент (здесь вспоминаем многочисленные сообщения об увеличении  продаж ВАЗов в Европе с началом кризиса).

… «Сбербанк стал участником авторынка поневоле. У него в залоге акции группы ГАЗ Олега Дерипаски, которая оказалась не способна обслуживать взятый в Сбербанке кредит. С этим надо было что-то делать, и глава банка Герман Греф решил вопрос стратегически: конвейер Горьковского автозавода будет загружен сборкой Opel, что позволит ГАЗу обновить модельный ряд и поправить свое положение, а Сбербанку — выйти из капитала Opel в будущем» (http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1176023).

В новый концерн на базе Opel войдет не только завод General Motors (GM) в Санкт-Петербурге, но и пакеты GM в тольяттинском «GM-АвтоВАЗе» (GM владеет 41,6%) и совместном предприятии GM-Uzbekistan. Консорциум планирует использовать для сборки производственные мощности калининградского «Автотора», а также взять на себя все продажи Opel и Chevrolet в стране (http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2009/06/04/198831).

Насколько я понимаю, аванс за контрольный пакет уже внесен Сбером. Сбербанк при успешном завершении сделки становится одним из ключевых акционеров Opel, однако определять его стратегию будет Magna, которая не получит и блокирующего пакета немецкого автопроизводителя. Ключевым рынком для Opel должна стать Россия, где бренд должен занять до 20%, что означает увеличение его нынешней рыночной доли на порядок (http://subscribe.ru/digest/auto/worldnews/n108737447.html).

Покупая Opel, Magna и Сбербанк получат контроль над восьмью производственными площадками в Германии, Бельгии, Польше, Испании и Великобритании. В прошлом году они выпустили 1,47 млн машин. Magna будет определять в консорциуме политику и может закрыть заводы в Бельгии и один завод в Великобритании (там их два), сократив до 10-11 тыс. сотрудников Opel (всего в Opel 55 тыс. человек). Штаб-квартира Opel останется в Рюссельхайме, руководить Opel будет нынешний глава GM Europe Карл-Петер Форстер.

Руководство ФРГ и лидеры немецких земель, где расположены основные предприятия Opel, одобрили инвестиционный план канадско-российского консорциума, сообщил после переговоров в Берлине министр финансов ФРГ Петер Штайнбрюк (http://ak-471.livejournal.com/20323.html).

Ключевым рынком для Opel должен стать российский: в перспективе Opel должен занять на нем рыночную долю в 20%, заявляют в Magna. Это означает увеличение доли на порядок: по итогам января-апреля 2009 года Opel занял не более 3% рынка (фактические продажи — 15,5 тыс. машин). Magna надеется нарастить свою долю за счет партнерства с российской группой ГАЗ, которая может предоставить ей конвейер Горьковского автозавода по сборке легковых автомобилей (сейчас он выпускает седан Volga Siber, мощность — 160-180 тыс. машин в год).

И если для российской стороны наибольшую ценность представляют технологии и опыт производства покупаемой компании, то для Опеля и Magna лакомым является доступ к огромному и ненасыщенному российскому рынку. В случаем покупки, производство компании практически неизбежно будет перенесено в Россию, оставив открытым вопрос о сохранении рабочих мест в Германии (про заводы в Бельгии и Великобритании вообще никто не упоминает).

Как сообщило руководство Magna, после расставания с материнским концерном GM немецкий автопроизводитель не будет иметь права продавать свою продукцию на американском рынке и в США. По словам основателя Magna Фрэнка Стронака, это условие оговаривалось с GM во время переговоров: «Соглашение с GM запрещает нам продавать Opel в США» (http://www.rbcdaily.ru/2009/06/04/industry/417586).

Эксперты отмечают, что Опель может претендовать на долю российского авторынка от 10 до 20% («…Opel вместе со Сбербанком и ГАЗом легко сможет обеспечить себе не менее 10% рынка», профессор немецкого университета Дуйсбург-Эссена Фердинад Дуденхёфер http://www.gazeta.ru/auto/2009/06/01_a_3182506.shtml). По окончании кризиса емкость российского авторынка оценивается примерно в 5 млн.машин, таким образом, цена вопроса — 500 тыс.- 1 млн. автомобилей ежегодно. Это крупнее ВАЗа.

В любом случае для российской автоиндустрии, в первую очередь для группы ГАЗ, в этой сделке «больше плюсов, чем минусов», хотя бы потому, что производство легковых автомобилей ГАЗа станет наконец-то рентабельным.

Интересно, кто из российских предпринимателей и политиков был инициатором этой сделки. «По словам Германа Грефа, благодаря покупке Opel, у российской автомобильной промышленности появится возможность выйти на новый уровень. К тому же Герман Греф отметил, что Opel достался Сбербанку по очень низкой цене» (http://auto.mail.ru/article.html?id=28824). … для Сбербанка риск невозврата платежа в этой сделке очень высок. «Мы ожидали увидеть в качестве инвестора в этой сделке ВТБ или ВЭБ, но они по каким-то причинам от участия в ней воздержались. Не исключено, что и в будущем Сбербанк станет выступать в роли проводника государственной воли в подобных опасных с экономической точки зрения сделках» (http://www.gazeta.ru/auto/2009/06/01_a_3182506.shtml). Сбербанк до сих пор не был замечен в безумной инвестиционной активности, да и не так уж много людей могут оказывать влияние на Германа Оскаровича.

…рамках Петербургского экономического форума президент Сбербанка Герман Греф сообщил журналистам, что Сбербанк намерен в будущем продать приобретаемый сейчас 35-процентный пакет акций Opel. «Сбербанк не предполагает оставаться стратегическим партнером в этой сделке после того, как компания будет реструктуризирована», — заявил г-н Греф. Кроме того, Сбербанк намерен привлекать неких российских инвесторов для создания транснациональной корпорации на базе немецкого автоконцерна. И хотя имена этих инвесторов пока не озвучены, как и имя будущего покупателя пакета Сбербанка, эксперты называют наиболее вероятным претендентом госкорпорацию «Ростехнологии», во всяком случае в настоящее время вряд ли кто-то еще сможет найти необходимую сумму для покупки столь значимого актива. Иван Бончев из Ernst & Young сомневается, что на данном этапе существуют какие-то конкретные договоренности по продаже: у того же «Базэла» денег нет, он и сам в сложной ситуации, а вот «Ростехнологии» — интересный кандидат, и на такой актив, как Opel, деньги у государства найдутся всегда.

Кроме того, Герман Греф озвучил цифру вложений со стороны Сбербанка в спасение Opel — 500 млн евро (http://www.rbcdaily.ru/2009/06/05/industry/417826).

В противном случае (если Опель не попадет в карман Ростехнологий) в России есть шанс формирования двух конкурирующих автопроизводящих концернов примерно равной мощности. Для создания конкурентной ситуации лучшего и представить нельзя. Удручает только одно — для этого необходима политическая воля, с которой обычно кисло.

Глава Magna Зигфрид Вольф сообщил Reuters, что сделку по покупке Opel планируется закрыть в сентябре (http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1182249).

Однако, по состоянию на сегодня: GM нашел новых потенциальных покупателей на Opel в лице бельгийского холдинга RHJ International, который предложил более выгодные условия (http://www.carclub.ru/new_01_07_2009_Gruppa_%abGAZ%bb_mozhet_proizvodit_modeli_Opel_vmesto_GAZ_Siber.html).

Китайский государственный концерн BAIC (Beijing Automotive Industry Corporation) готов купить немецкий Opel за 660 млн евро, сообщает Wall Street Journal. По данным издания, китайцы обещают не закрывать заводы Opel в Германии и претендуют на государственные гарантии в сумме всего 2,64 млрд евро. Для сравнения: канадско-австрийско-российский консорциум Magna, куда входят «Группа ГАЗ» и «Сбербанк», требует от ФРГ в качестве гарантий 4,5 млрд евро.

General Motors — материнский концерн Opel — рассматривает компанию из Китая как «потрясающего покупателя». Таким образом, Beijing Automotive вполне способен взять верх над Magna — нынешним главным претендентом на покупку. Однако сделка BAIC с Opel может сорваться из-за противодействия правительства Поднебесной — Пекин по-прежнему не приветствует приобретение иностранных автомобилестроительных компаний китайскими концернами.

В случае приобретения 51% «дочки» GM,  BAIC планирует построить в КНР завод Opel, производство на котором начнется в 2012 году. В проект будет вложено 1,4 млрд евро. До начала выпуска в Китае на местный рынок будут поставляться автомобили европейской сборки. (http://www.avto.ru/news/news_16114.html).

Профсоюз Opel и власти Германии, курирующие эту сделку, пока никак не отреагировали на предложение китайской компании. Однако ранее сообщалось, что немецкое правительство распространило особый список условий, которые будет обязан выполнить новый владелец марки Opel, среди которых было обязательство сохранить работоспособность всех европейских предприятий.

Российско-канадский консорциум Сбербанк-Magna, до недавнего времени считавшийся главным претендентом на покупку марки Opel, уже подтвердил свое намерение сохранить рабочие места на заводах компании и предложил за 55-процентный пакет акций «Опеля» от 500 до 700 миллионов евро. Сделку по продаже немецкой компании планировалось оформить в середине июля, однако несколько дней назад руководство GM заявило, что у него появились новые претенденты на европейский актив, которые готовы предложить более выгодные условия.

Позже выяснилось, что у бельгийской инвесткомпании RHJ, которую GM называл в числе потенциальных покупателей, нет средств на покупку и финансирование Opel. А китайская компания BAIC, как теперь стало известно, подготовила план, который идет вразрез с условиями правительства Германии. Поэтому глава европейского подразделения GM Карл-Петер Форстер в понедельник заявил, что сделка с «Магной» и Сбербанком является наиболее жизнеспособной и вновь выразил надежду на ее скорейшее завершение. (http://carexpert.ru/new.php?newid=5217 ).

Проблема может заключаться в том, что для совершения сделки такого масштаба требуется государственно-дипломатическая поддержка, в во всем, что связано с чиновниками, наше государство сегодня «не в тонусе». Поддержка сделки это не то, что вертикаль, созданная чекистами, умеет делать,  «кошмарить» и «нагибать» ее естественное состояние. Здесь же требуются более сложные телодвижения. На опыте попытки покупки сталелитейных активов в прошлом году мы видели бесславный результат.

Опасаюсь, что поддержка китайского руководства окажется действеннее и эффективнее. Боюсь накаркать и с трепетом ожидаю развития событий.

Следим за развитием драмы. Спектакль продолжается!

http://saleksashenko.livejournal.com/32344.html

http://www.rbcdaily.ru/2009/06/04/industry/417586

http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2009/06/04/198831

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1182249

http://www.carclub.ru/new_04_06_2009_Magna_i_Sberbank_vozmut_pod_kontrol_vse_zavodyi_GM_v_stranakh_SNG.html

http://auto.mail.ru/article.html?id=28885