Lifan. Странный китайский тигр…

Петр Баканов, с которым мы познакомились, с которым мы познакомились, когда я попросил его дать прокатиться на Волге Siber (находившейся у него в длительном тесте), сейчас много и успешно ездит и тестит. Съездил в Китай, побывал на заводе Lifan и сделал любопытный материал (http://motor.ru/articles/2011/12/13/lifan/). Несколько фрагментов этого материала привожу здесь, что будет хорошим продолжением утреннего поста:

Вы никогда не задумывались о том, почему китайские автомобили славятся своим нестабильным качеством и раз за разом проваливают краш-тесты? «Кустарные» технологии, недостаток опыта и квалифицированных кадров? Не хватает средств, чтобы нанять за рубежом высококлассных специалистов, освоить современные технологии и довести до ума свою продукцию? Но мне кажется, дело в другом – в своеобразному отношении к жизни, к ее ценности.

Именно эта мысль не давала мне покоя после посещения Чунцина – гигантского мегаполиса, где располагается штаб-квартира и сборочный завод марки Lifan. Сюда китайская компания пригласила журналистов из России для того, чтобы познакомить нас со своим производством, с будущими моделями, и рассказать о дальнейших планах.

Картинка собиралась частями, как мозаика. Сначала, во время перелета из Москвы в Урумчи, стюард китайской авиакомпании тихо «смолил» сигарету на борту старенького «Боинга». Конечно, делал он это не у всех на глазах, а в проходе между салонами, поздней ночью, когда пассажиры спали.

…На современных с виду многополосных автострадах творится настоящий бардак! Каждый едет как хочет. Попадаются даже такие, кто «срезает» повороты налево по «встречке»! Китайцы не приучены соблюдать рядность, уступать друг другу место в потоке, включать «поворотники» или ближний свет, зато они активно пользуются клаксоном и дальним светом по поводу и без. Да и непристегнутый ремень безопасности здесь обычное явление.

Уступить дорогу пешеходу на «зебре»? Забудьте, вам еще и «крякалкой» вслед посигналят – здесь тоже любят такие «игрушки» и «красивые» номера. В пробках или в местах слияния двух дорог доходит до абсурда: две машины уже чуть ли не бортами касаются друг друга и только в этот момент водители начинают решать, кто кого пропустит.

И здесь это – обычное, ежедневное явление. Для китайцев сигналить и ездить «криво» – норма, особенность менталитета. Они так привыкли.

Для них совершенно нормально заходить в помещение, не выпустив сначала тех, кто из него выходит, курить в лифте в присутствии других людей, стряхивать пепел или бросать остатки еды на пол в кафе…

… У китайцев очень своеобразное отношение к вопросам престижа и статуса. Еще в самолете один из соотечественников, летевший в Китай по делам, рассказывал, как он поначалу удивлялся своим партнерам по бизнесу – солидным и очень обеспеченным людям, которые ходят в простецких костюмчиках, надевают носки с надписью «sport» и в таком виде приезжают на важные встречи. Китайцы не «заморачиваются» по этому поводу, их система ценностей организована несколько иначе.

По большому счету, обычному жителю Поднебесной не так важно, как и на чем ездить. Ведь в том же Чунцине развитая дорожная сеть с хорошим асфальтом, небольшими скоростями передвижения позволяет не думать о выносливости шасси или управляемости автомобиля. Главный фактор – это дешевизна, которая позволяет усадить за руль даже малообеспеченных граждан. Поэтому вопросы качества отходят на второй план: о чем говорить, если за 130-250 тысяч рублей в переводе на наши деньги в Китае можно купить полноценный с виду, оснащенный всеми современными благами автомобиль «B», а то и «C»-класса?…

… Как собирают машины на самом «Лифане» понять удалось лишь отчасти. С посещением завода тут вообще вышло как-то неловко: конвейер был остановлен, в полутемных цехах – ни души, автомобили застыли в разной степени готовности, а на улице готовая продукция стояла вперемежку с недоукомплектованными автомобилями. И фоном для всего этого служила зловещая тишина. Остановку конвейера нам объяснили перебоями с поставками газа.

Но в любом слуае, до немецкого «ордунга» или японского «кайдзена» чунцинскому заводу пока далеко. Просто взгляните на фотографии, и вы сами все поймете и об уровне «технологичности», и о культуре сборки на этом предприятии. Кстати, автоматизация производства здесь невысока. Кузова варят вручную – на кондукторах, причем небольшие детали кузова от поста к посту перетаскивают на тележках-стапелях. Конвейер появляется только тогда, когда начинается сварка более крупных и тяжелых деталей, например, днища и моторного щита… Кажется, что даже предприятие Derways выглядит куда более современным. По крайней мере, «Лифаны», выпущенные в Черкесске, не ломались на презентации…

… Первой машиной на тесте был Lifan Smily с вариатором. Не успел я тронуться с места, как под ногой провалилась педаль газа. Пришлось лезть под капот и закреплять слетевший с кронштейна тросик привода дроссельной заслонки.

«Смайли» китайской сборки произвел на меня еще худшее впечатление, чем тот, что мы тестировали полгода назад: на «баранке» появились настолько сильные вибрации, что «заговорила» даже обшивка кожуха рулевой колонки. И с регулировкой углов установки колес тут, видимо, перемудрили, ибо машина попросту не реагировала на достаточно заметные отклонения руля от нулевого положения…

Рассказали нам и о российском будущем Lifan. Китайцы хотят работать над повышением узнаваемости бренда Lifan, улучшением послепродажного обслуживания и «локализацией» выпускаемой продукции. Недавно у Lifan открылся транзитный склад с запасными частями, площадью в две тысячи квадратных метров, но господин Му Ган так и не вспомнил его точное местонахождение: «Где-то в ближнем Подмосковье».

«Лифановцы» собираются тратить больше денег на рекламу, а дальнейшее развитие сети дилерских и сервисных центров будет реализовано по тем же стандартам, которые применяются в компаниях Chery и Lada. Да-да, Lifan будет опираться на опыт своих конкурентов и создавать монобрендовые салоны! Еще одно направление – это популяризация клиентских тест-драйвов, развитие системы поощрения дилеров, подготовка технических специалистов и более тесное сотрудничество с ведущими российскими автомобильными центрами вроде НАМИ и Дмитровского автополигона. Задумывается Lifan и о создании собственного НТЦ в нашей стране…

…В результате, о марке Lifan, как об автопроизводителе, у меня сложилось несколько странное впечатление. С одной стороны я понимаю, что компания развивается с невероятной скоростью: ведь еще семь лет назад, в 2003 году, у Lifan вообще не было собственного производства легковых автомашин! А теперь «Лифан» не просто выпускает сразу несколько моделей у себя на родине, но и расширяет экспансию на зарубежных рынках. К тому же, у китайской компании достаточно средств, чтобы внедрять новые технологии и повышать качество продукции.

С другой стороны, все увиденное и услышанное отдавало каким-то абсурдом: автомобильное предприятие, которое не работает, машины, которые ломаются, не успев выехать за ворота завода, нечеткие планы по поводу дальнейшего производства в России и ничем не подкрепленные мечты продавать в нашей стране седаны бизнес-класса и большие кроссоверы. А ведь в России Lifan до сих пор воспринимается как производитель бюджетных автомобилей. Кто рискнет купить «престижный седан» у марки, которая не обладает соответствующим имиджем? На этот вопрос «лифановцы» отвечают общими фразами и говорят о том, что сейчас в нашей стране повышается спрос на большие автомобили, а развитие марки китайцы видят именно в освоении более высоких сегментов рынка. Неужели опыт конкурентов из Brilliance ничему не научил?

Полный текст материала на http://motor.ru/articles/2011/12/13/lifan/