Паровые автомобили. Суперкары Абнера Добля…

Вчера в комментах к моей (весьма поверхностной) радиопередаче о перспективах электродвигателя один из френдов [ЖЖ oleg-anti] кинул несколько ссылок на конкретные и вполне любопытные истории разработки автомобиля на паровом двигателе. И теперь у меня язык не повернется назвать эту ветвь эволюции тупиковой. Советую посмотреть материалы.

Автомобили Абнера Добля отличались некоторыми феноменальными качествами: зверским крутящим моментом, нереальной дальностью автономного пробега, простотой и надежностью агрегатов, офигенным ресурсом, малотоксичным выхлопом, заводились с ключа и требовали полутора минут на раскочегаривание.

Не исключено, что эта ветвь эволюции подтверждает тезис о том, что рынок завоевывают не эффективные технические решения, а бюджеты, вброшенные в раскрутку той или иной технологии.

Сначала хотел сделать дайджест материалов (см.в конце поста), но потом наткнулся на готовый пост, сделанный любителем шушпанцерной техники [ЖЖ strangernn] (адрес поста http://shushauto-ru.livejournal.com/5775.html). Привожу здесь его дословно, благо материал компактен:


Doble Model E

В 1920-е годы Doble Model E ездил как никакая другая машина. Даже звук у него был особенный. Когда водительповорачивал ключ зажигания, из-под капота доносился могучий вздох, который сменялся приглушенным горловым рычанием. Однако проходило полминуты*, и этот звук стихал. Когда машина трогалась, она уже не производила никаких звуков, кроме мягкого шелеста шин. Обычный нервный ритм переключения передач, сопутствующее ему подвывание двигателя — ничего этого не было, поскольку в Model E отсутствовали коробка передач и сцепление. Водитель просто открывал дроссель (его рукоятка крепилась прямо на руле), и машина разгонялась — свободно, без напряжения. Скорость росла без сбоев и провалов. Между тем машина с четырехметровой колесной базой и роскошным кузовом из знаменитых каретных мастерских Уолтера М. Мерфи весила около 2,5 т.
«В этом было что-то таинственное — рассказывали автолюбители. — Сочетание солидной массы со способностью нестись как ветер. И причем абсолютно беззвучно». В то время часто говорили: «Ездить на „Добле» — это как летать на ковре-самолете».

Заметьте, машина заводилась с ключа, и практически мгновенно была готова к движению. На «прогрев двигателя» уходили считанные секунды. Причем, не только в летнюю жару, но и зимой.

В начале 1924 года Model E испытывали в Нью-Йорке под руководством Автомобильного клуба Америки. Сначала, а это был разгар зимы, машину оставили на ночь в гараже. Когда ее выкатили на улицу, она простояла 90 минут на морозе. Затем включили зажигание, паровой котел проснулся и зарычал. Рабочее давление было достигнуто за 23 секунды. Машина рванула с места с четырьмя пассажирами на борту. До 64 км/ч она разогналась за 12,5 секунды. На заводских испытаниях Model E показала себя еще лучше: голое, избавленное от всего лишнего шасси разогналось с нуля до 120 км/ч всего за 10 секунд.

Так почему же столь замечательная по своим характеристикам машина осталась лишь экземпляторм для шушавто? Что стало ее ахиллесовой пятой? Подкосила детище Абнера Добля тяга его создателя к абсолютному совершенству.

«Абнер никогда не соглашался на второй сорт», — рассказывал Уоррен Добль. Практически все компоненты выбирались по принципу наилучшего из всего возможного: электрика от компании Bosch, рамаиз хромоникелевой стали (как у «роллс-ройса»), руль, инкрустированный слоновой костью, листовые рессоры из полированной хром-ванадиевой стали.
Для того чтобы изготовить 16-дюймовые тормозные барабаны, на заводе начинали с 40-килограммовой стальной болванки, которую после проковывания точили на станке, пока не оставался шестикилограммовый барабан. 34 кг очень дорогих стружек оставались на полу.

Закономерным итогом такого отношения к делу стала совершенно безумная цена этого замечательного автомобиля.

Только одно шасси стоило $9500. Еще $9000 — кузов работы Murphy. Для сравнения, массовый Ford T в те годы продавался за $300. И даже при таких ценах компания теряла деньги на каждой проданной машине.

Вот поэтому я так и озаглавил свой пост, «о вреде перфекционизма». Будь Абнер Добль менее требователен к эстетике — все могло повернуться иначе, и паромобили сегодня бы рассекали по нашим дорогам…

Doble Model E без кузова. Кликабельно.


* — Как оно все работало: керосин под давлением проходил через карбюратор-горелку, богатая горючим смесь при высокой температуре поджигалась запальной свечой — точно так же, как в двигателе внутреннего сгорания. Многопластинчатый ротационный компрессор с электроприводом подавал воздух и задувал подожженную смесь в камеру сгорания. Там поддерживалось устойчивое горение, нагревался паровой котел и вырабатывался пар. Весь процесс запускался с одного выключателя на приборной доске. Впервые возник паровой автомобиль, который заводился так же просто, как бензиновый. После запуска, разумеется, все равно приходилось ждать, пока котел не прогреется и не поднимется нужное давление, но теперь для «разведения паров» требовалось менее 90 секунд. После того как машина трогалась, в действие вступало другое автоматическое устройство, которое поддерживало необходимое давление пара — для этого в зависимости от характера дороги и необходимой скорости в топке периодически заново разжигалось пламя.

Видео машины Добля в действии (http://www.steamcar.net/movies/doble.wmv). ХОЧУ!

  • Книга: Современные паровые автомобили и тракторы
  • Паровой самолет, 1933г. http://shushtechnik-ru.livejournal.com/4082.html
  • «Победа» (ГАЗ 20) с паровым двигателем http://gaz20.spb.ru/modif_exotic_multifuel.htm
  • Паровые автомобили Абнера Добля http://garry-0.nm.ru/doble.htm
  • Паровые автомобили http://autokadabra.ru/post/8852/#acut